МБОУ "Березинская школа"
д. Березино
  • Профилактика суицидов, наркомании и употребления ПАВ, правонарушений и преступлений несовершеннолетних

    Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Случаи суицидального поведения у детей, например, высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше, дети могут совершать и суицидальные попытки, которые иногда к несчастью, заканчиваются гибелью ребенка. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет.

    Одной из причин выбора такого способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает как способ воздействия на значимых близких- вызвать сочувствие, наказать. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствии жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной

    Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни

     Выделяют 4 причины:

    -изоляция. (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется);

    -беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя),

    -безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

    -чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

    Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье, где преобладают: давящий стиль воспитания, а в форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка; кризисные ситуации , как смерть близких, развод родителей или уход из семьи одного из родителей, такие стрессовые факторы как пережитое физическое или сексуальное насилие.

    Поведение, которое может указывать о суицидальных намерениях:

    -недостаток сна или повышенная сонливость;

    -нарушение аппетита;

    -признаки беспокойства, вспышки раздражительности;

    -усиление чувства тревоги, печальное настроение;

    -признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;

    -неряшливый внешний вид;

    -усиление жалоб на физическое недомогание;

    -склонность к быстрой перемене настроения;

    отдаление от семьи и друзей;

    -излишний риск в поступках;

    -выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, - разговоры о собственных похоронах;

    -открытые заявления: "Ненавижу жизнь"; "Не могу больше этого выносить"; "Жить не хочется"; "Никому я не нужен".

    Прежде всего необходимо помнить что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые.

    При проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется:

    внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;

    правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;

    не выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые, даже самые шокирующие высказывания;

    не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;

    постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

    не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;

    стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,

    оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь,

    оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги,

    внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,

    не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.

    Методические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков

    НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДОВ, УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ

    Письмо Минобрнауки России от 05.09.11 № МД-1197 06 О концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде.pdf (скачать) (посмотреть)

    Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29, 30).pdf (скачать) (посмотреть)

    ФЗ № 619 Концепция профилактики ПАВ в образовательной среде.pdf (скачать) (посмотреть)

    Закон РФ от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании».pdf (скачать) (посмотреть)

    Копия Концепция ПАВ Минобрнауки РФ от 5 сентября 2011.pdf (скачать) (посмотреть)

    Федеральный закон №15-ФЗ Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.pdf (скачать) (посмотреть)

    Письмо Минобрнауки России от 10.03.09 № 06-244 «Об организации в субъектах РФ работы по профилактике жестокого обращения с детьми».pdf (скачать) (посмотреть)

    Административный кодекс РФ (ст. 164 «О правах и обязанностях родителей»).pdf (скачать) (посмотреть)

    Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2019).pdf (скачать) (посмотреть)

    Статья 14 Федерального закона РФ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».pdf (скачать) (посмотреть)

    «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» Письмо министерства образования РФ от 26.01.2000 г. № 22-06-86.pdf (скачать) (посмотреть)

    Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».pdf (скачать) (посмотреть)

    Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014).pdf (скачать) (посмотреть)

    Письмо Минобрнауки России от 18.01.2016 N 07-149О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида.pdf (скачать) (посмотреть)

    Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»).pdf (скачать) (посмотреть)

    ПРОФИЛАКТИКА  СОЦИАЛЬНОГО  СИРОТСТВА

    ПАМЯТКА
    по предотвращению насилия в семье, 
    жестокого обращения с ребенком

    Под жестоким обращением с детьми понимаются не только случаи физического и сексуального насилия или развращения, но также пренебрежение основными интересами и нуждами детей, то есть неудовлетворение их потребностей в пище, одежде, воспитании, образовании, медицинской помощи. Типичным примером жестокого отношения с малолетними детьми является оставление их без присмотра, что зачастую приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим тяжелым последствиям.
    Проблема насилия в семье, жестокого обращения на сегодняшний день является одной из самых тревожных среди социальных факторов, оказывающих влияние на рост социального сиротства, безнадзорности, беспризорности.
    Жестокое обращение с детьми может иметь место не только в семье, но и в детских образовательных и воспитательных учреждениях.

    Формы насилия над детьми:

    ● отсутствие заботы о детях – невнимание к основным нуждам ребенка: потребности в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре;
    ● физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых лиц, в результате которых физическое, психическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения (телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа и т.д.);
    ● психическое насилие - брань, крики, обвинения в адрес ребенка, принижение его успехов, унижение его достоинства и т.д.;
    ● сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком старшего его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции, действия, способствующие развращению ребенка.

    Лица, которые могут обнаружить
    факты жестокого обращения с ребенком:


    ● учителя, администрация и персонал учебных учреждений, детских садов, яслей;
    ● работники правоохранительных органов;
    ● врачи, персонал и администрация больниц, медицинские сестры, персонал неотложной помощи, работники судебно-медицинской экспертизы, психологи, психиатры, другие медицинские работники;
    ● социальные работники.
    О фактах жестокого обращения с ребенком или насилия над ним необходимо немедленно сообщить в правоохранительные органы (контактный телефон 4-11-94; 02); Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании "Руднянский муниципальный округ" Смоленской области (контактный телефон 4-22-76); Отдел образования Администрации муниципального образования «Руднянский муниципальный округ» Смоленской области, выполняющий функции органа, уполномоченного осуществлять государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству (контактные телефоны 4-18-52; 5-20-56).

    Оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям(законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей

    В России проживают более 30 миллионов детей. Для создания системы психолого-педагогической поддержки семей и формирования ответственного родительского поведения в рамках национального проекта «Образование» с 2019 г. реализуется мероприятие по оказанию консультационной (психолого-педагогической, методической) помощи родительскому сообществу.

    Это дает возможность любому родителю получить адресную помощь по вопросам развития, воспитания, образования их ребенка, внутрисемейных отношений, а также получить психологическую поддержку в удобном формате – личная встреча, общение по телефону или видеосвязи, письменный ответ, а также участие в обучающих мероприятиях с выдачей сертификата.

    Основными участниками проекта являются некоммерческие организации (образовательные организации, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, автономные некоммерческие организации), которым по результатам ежегодного конкурсного отбора предоставляются гранты в форме субсидий из федерального бюджета.

    Специалисты этих организаций оказывают услуги психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям бесплатно в соответствии с их потребностями.

    Все консультанты проходят обязательную профессиональную подготовку.

    Для обеспечения территориальной доступности поддержки семей в 2023 году функционирует сеть из 167 организаций:

    • 151 организация из 59 субъектов Российской Федерации из числа детских садов, школ, колледжей ВУЗов, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, некоммерческих организаций;
    • 16 подведомственных Минпросвещения России организаций – 15 ведущих педагогических ВУЗов и Институт коррекционной педагогики Российской академии образования.

    Алгоритм организации консультирования:

    1. позвонить на телефон единой «горячей линии» (8 800 444 22 32) или на телефон консультационной службы конкретной организации
    2. записаться онлайн через форму обратной связи на портале Растимдетей.рф (https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/consultation) или на сайте консультационной службы конкретной организации
    3. прийти очно в консультационную службу конкретной организации.

    Полная информация об организациях https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/where-to-turn

    Рекомендации для родителей обучающихся

    Вероятные признаки употребления наркотиков

    Профилактика токсикомании среди детей и подростков

    Памятка для родителей о вреде употребления подростком спайса

    Как выглядит подросток под воздействием наркотиков

    Вейп что нужно знать родителям

    ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО СУИЦИДА часть 1

    ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО СУИЦИДА часть 2

    Что делать если травит учитель

    Ребенок зачинщик травли

    Конфликт или травля_как различить

    Как понять что ребенка травят в школе

    Алгоритм действия при травле

    «КАК ОСТАНОВИТЬ ТРАВЛЮ РЕБЕНКА»

    Памятка для родителей "Как уберечь ребенка от сексуального насилия"

    Буклет для родителей "Подростковый суицид"

    Памятка для родителей по оказанию психологической помощи детям и подросткам в кризисном состоянии

    Школьный буллинг: почему одни дети травят других и как защитить своего ребёнка от насилия

    Гигиенические правила работы детей младшего школьного возраста

    Рекомендации родителям будущих  первоклассников

    Рекомендую к прочтению

    Кто такой - Одаренный ребёнок ?

    Жестокое обращение с детьми

    О вреде наркомании знают все

    Рекомендации для обучающихся

    ПАМЯТКА О ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ И ОГРАНИЧЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ПОТРЕБЛЕНИЕМ НАРКОТИКОВ

    Памятка для подростков о вреде употребления спайса

    "ВРЕД ТОКСИКОМАНИИ"

    О вреде и опасности вейпа

    Памятка подростку о суициде

    Буклет "Умей сказать нет наркотикам!"

    Информация для педагогов

    Лучшие практики субъектов Российской Федерации в сфере профилактики наркомании и других социально-негативных явлений

    В помощь педагогам школы по сопровождению детей «группы риска»

    Алгоритм действий педагогических работников для выявления суицидальных намерений несовершеннолетних

    Памятка для учителей о травле по национальному признаку

    Консультации для педагогов ТЕМА: «Профилактика суицида и суицидальных попыток у учащихся»

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике