Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Случаи суицидального поведения у детей, например, высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше, дети могут совершать и суицидальные попытки, которые иногда к несчастью, заканчиваются гибелью ребенка. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет.
Одной из причин выбора такого способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает как способ воздействия на значимых близких- вызвать сочувствие, наказать. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствии жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной
Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни
Выделяют 4 причины:
-изоляция. (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется);
-беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя),
-безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
-чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).
Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье, где преобладают: давящий стиль воспитания, а в форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка; кризисные ситуации , как смерть близких, развод родителей или уход из семьи одного из родителей, такие стрессовые факторы как пережитое физическое или сексуальное насилие.
Поведение, которое может указывать о суицидальных намерениях:
-недостаток сна или повышенная сонливость;
-нарушение аппетита;
-признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
-усиление чувства тревоги, печальное настроение;
-признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;
-неряшливый внешний вид;
-усиление жалоб на физическое недомогание;
-склонность к быстрой перемене настроения;
отдаление от семьи и друзей;
-излишний риск в поступках;
-выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, - разговоры о собственных похоронах;
-открытые заявления: "Ненавижу жизнь"; "Не могу больше этого выносить"; "Жить не хочется"; "Никому я не нужен".
Прежде всего необходимо помнить что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые.
При проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется:
внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
не выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые, даже самые шокирующие высказывания;
не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,
оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь,
оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги,
внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,
не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.
Методические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДОВ, УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Письмо Минобрнауки России от 05.09.11 № МД-1197 06 О концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде.pdf (скачать) (посмотреть)
Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29, 30).pdf (скачать) (посмотреть)
ФЗ № 619 Концепция профилактики ПАВ в образовательной среде.pdf (скачать) (посмотреть)
Закон РФ от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании».pdf (скачать) (посмотреть)
Копия Концепция ПАВ Минобрнауки РФ от 5 сентября 2011.pdf (скачать) (посмотреть)
Федеральный закон №15-ФЗ Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Минобрнауки России от 10.03.09 № 06-244 «Об организации в субъектах РФ работы по профилактике жестокого обращения с детьми».pdf (скачать) (посмотреть)
Административный кодекс РФ (ст. 164 «О правах и обязанностях родителей»).pdf (скачать) (посмотреть)
Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2019).pdf (скачать) (посмотреть)
Статья 14 Федерального закона РФ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».pdf (скачать) (посмотреть)
«О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» Письмо министерства образования РФ от 26.01.2000 г. № 22-06-86.pdf (скачать) (посмотреть)
Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».pdf (скачать) (посмотреть)
Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014).pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Минобрнауки России от 18.01.2016 N 07-149О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида.pdf (скачать) (посмотреть)
Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»).pdf (скачать) (посмотреть)
ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
ПАМЯТКА
по предотвращению насилия в семье,
жестокого обращения с ребенком
Под жестоким обращением с детьми понимаются не только случаи физического и сексуального насилия или развращения, но также пренебрежение основными интересами и нуждами детей, то есть неудовлетворение их потребностей в пище, одежде, воспитании, образовании, медицинской помощи. Типичным примером жестокого отношения с малолетними детьми является оставление их без присмотра, что зачастую приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим тяжелым последствиям.
Проблема насилия в семье, жестокого обращения на сегодняшний день является одной из самых тревожных среди социальных факторов, оказывающих влияние на рост социального сиротства, безнадзорности, беспризорности.
Жестокое обращение с детьми может иметь место не только в семье, но и в детских образовательных и воспитательных учреждениях.
Формы насилия над детьми:
● отсутствие заботы о детях – невнимание к основным нуждам ребенка: потребности в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре;
● физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых лиц, в результате которых физическое, психическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения (телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа и т.д.);
● психическое насилие - брань, крики, обвинения в адрес ребенка, принижение его успехов, унижение его достоинства и т.д.;
● сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком старшего его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции, действия, способствующие развращению ребенка.
Лица, которые могут обнаружить
факты жестокого обращения с ребенком:
● учителя, администрация и персонал учебных учреждений, детских садов, яслей;
● работники правоохранительных органов;
● врачи, персонал и администрация больниц, медицинские сестры, персонал неотложной помощи, работники судебно-медицинской экспертизы, психологи, психиатры, другие медицинские работники;
● социальные работники.
О фактах жестокого обращения с ребенком или насилия над ним необходимо немедленно сообщить в правоохранительные органы (контактный телефон 4-11-94; 02); Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании "Руднянский муниципальный округ" Смоленской области (контактный телефон 4-22-76); Отдел образования Администрации муниципального образования «Руднянский муниципальный округ» Смоленской области, выполняющий функции органа, уполномоченного осуществлять государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству (контактные телефоны 4-18-52; 5-20-56).
Оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям(законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей
В России проживают более 30 миллионов детей. Для создания системы психолого-педагогической поддержки семей и формирования ответственного родительского поведения в рамках национального проекта «Образование» с 2019 г. реализуется мероприятие по оказанию консультационной (психолого-педагогической, методической) помощи родительскому сообществу.
Это дает возможность любому родителю получить адресную помощь по вопросам развития, воспитания, образования их ребенка, внутрисемейных отношений, а также получить психологическую поддержку в удобном формате – личная встреча, общение по телефону или видеосвязи, письменный ответ, а также участие в обучающих мероприятиях с выдачей сертификата.
Основными участниками проекта являются некоммерческие организации (образовательные организации, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, автономные некоммерческие организации), которым по результатам ежегодного конкурсного отбора предоставляются гранты в форме субсидий из федерального бюджета.
Специалисты этих организаций оказывают услуги психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям бесплатно в соответствии с их потребностями.
Все консультанты проходят обязательную профессиональную подготовку.
Для обеспечения территориальной доступности поддержки семей в 2023 году функционирует сеть из 167 организаций:
- 151 организация из 59 субъектов Российской Федерации из числа детских садов, школ, колледжей ВУЗов, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, некоммерческих организаций;
- 16 подведомственных Минпросвещения России организаций – 15 ведущих педагогических ВУЗов и Институт коррекционной педагогики Российской академии образования.
Алгоритм организации консультирования:
- позвонить на телефон единой «горячей линии» (8 800 444 22 32) или на телефон консультационной службы конкретной организации
- записаться онлайн через форму обратной связи на портале Растимдетей.рф (https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/consultation) или на сайте консультационной службы конкретной организации
- прийти очно в консультационную службу конкретной организации.
Полная информация об организациях https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/where-to-turn
Рекомендации для родителей обучающихся
Вероятные признаки употребления наркотиков
Профилактика токсикомании среди детей и подростков
Памятка для родителей о вреде употребления подростком спайса
Как выглядит подросток под воздействием наркотиков
Вейп что нужно знать родителям
ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО СУИЦИДА часть 1
ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО СУИЦИДА часть 2
Что делать если травит учитель
Конфликт или травля_как различить
Как понять что ребенка травят в школе
«КАК ОСТАНОВИТЬ ТРАВЛЮ РЕБЕНКА»
Памятка для родителей "Как уберечь ребенка от сексуального насилия"
Буклет для родителей "Подростковый суицид"
Памятка для родителей по оказанию психологической помощи детям и подросткам в кризисном состоянии
Школьный буллинг: почему одни дети травят других и как защитить своего ребёнка от насилия
Гигиенические правила работы детей младшего школьного возраста
Рекомендации родителям будущих первоклассников
Кто такой - Одаренный ребёнок ?
Рекомендации для обучающихся
ПАМЯТКА О ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ И ОГРАНИЧЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ПОТРЕБЛЕНИЕМ НАРКОТИКОВ
Памятка для подростков о вреде употребления спайса
Буклет "Умей сказать нет наркотикам!"
Информация для педагогов
В помощь педагогам школы по сопровождению детей «группы риска»
Алгоритм действий педагогических работников для выявления суицидальных намерений несовершеннолетних
Памятка для учителей о травле по национальному признаку
Консультации для педагогов ТЕМА: «Профилактика суицида и суицидальных попыток у учащихся»